Задача настоящаго труда въ наглядной формѣ, на коллекціяхъ зоологическаго сала, показать общеобразовательную цѣнность наблюденія живой природы. Не въ примѣръ обычно издаваемымъ путеводителямъ задача настоящаго и шире, и опредѣленнѣе — и это несмотря на то, что по количеству и размѣщенію Садъ нашъ уступаетъ большинству подобныхъ учрежденій Западной Европы. Въ какой степени богатство и благоустроенность послѣднихъ соотвѣтствуютъ серьезной широкообразовательной ихъ роли, разсмотрѣнію этого вопроса посвящена отдѣльная брошюра автора. Сейчасъ достаточно напомнить, что достоинство любого просвѣтительнаго учрежденія зависитъ всего прежде отъ его идейно-внутренняго содержанія. Обычно думаютъ, что чѣмъ богаче Садъ животными, тѣмъ больше польза, приносимая имъ публикѣ. Съ такимъ же нравомъ можно было бы сказать, чѣмъ толще книга, тѣмъ она полезнеѣ. И въ самом дѣлѣ. Каковы бы ни были достоинства или размѣры книги, они будутъ безполезны для того, кто не привыкъ и не желаетъ вдумываться в мысли автора. И совершенно также никакое содержаніе зоологическаго сада, никакой подборъ животныхъ или размѣщеніе ихъ не сможетъ замѣнить отсутствія у посѣтителей привычки и желанія задумываться надъ значеніемъ и смысломъ наблюдаемой природы. Приведенное сравненіе можетъ показаться спорнымъ, какъ и всякое другое. Но неоспоримо то, что по сравненію съ печатной книгой жизнь самаго обыкновеннаго живого существа настолько же труднѣе для дѣйствительнаго пониманія, насколько тайны окружающей природы глубже и значительнѣе мыслей величайшаго писателя. И въ этомъ смысле столь обычныя среди широкой публики неудовольствіе и жалобы на неимѣніе въ сажу отдѣльныхъ рѣдкостей сравнимы зачастую съ положениѣмъ людей, которые, перелиставши данную имъ книгу, не прочтя и не понявъ ее, желали бы въ придачу новыхъ, дополнительныхъ листковъ.
Изъ сказаннаго далеко не слѣдуетъ, что всякое дальнѣйшее обогащеніе Сада представлялось бы излишнимъ. Всестороннее, усиленное пополненіе его въ высокой степени желательно, какъ въ собственно научныхъ цѣлях, так и для дальнѣйшаго развитія общеобразовательныхъ началъ, положенныхъ въ основу настоящаго путеводителя. И все же основная мысль этого послѣдняго направлена къ тому, чтобы ослабить столь обычное у посѣтителей заоологическаго сада увлеченіе количествомъ имѣющихся въ немъ животныхъ — показать, что въ интересахъ общаго образованія существенно не столько то, что наблюдаютъ, сколько то, какъ наблюдаютъ и с какой цѣлью; показать, что вдумчивое и сознательное наблюденіе двухъ-трехъ обыкновеннешихъ существъ полезнѣе для общаго развитія, чѣмъ поверхностное пробѣгание глазами столькихъ же десятковъ чужеземныхъ рѣдкостей. Вотъ почему, не отрицая многія несовершенства нашего зоологическаго сада, умаляющія его общеобразовательную роль, приходится признать, что въ пониженіи ея повинно также неумѣлое использованіе его широкой публикой. Исправить внѣшнія несовершенства Сада — сознаваемыя и его администрацией — является вопросомъ времени и средствъ. Помочь теперешнему посѣтителю извлечьвозможно больше изъ обзора Сада въ современномъ его видѣ — есть задача настоящаго путеводителя. Въ основу составленія его положено то убѣжденіе, что нашъ московскій садъ и въ современномъ своемъ видѣ можетъ послужить источникомъ реформы въ области серьезной популяризаціи естествознанія и отвѣтить на вопросъ: что можетъ дать сознательное, вдумчивое наблюденіе живой природы для широкаго и общаго образованія?
Нетрудно видѣть, что рѣшеніе вопроса этого зависитъ отъ того, что разумѣть подъ словомъ вдумчивое и сознательное наблюденіе? Конечно то, которое сопровождается сознательной работой мысли. Можно, напримѣръ, часами наблюдать, безъ устали переходя отъ одного животнаго къ другому, поражаясь ихъ многообразіемъ. Но если нѣтъ сознанія необходимости понять значеніе и смыслъ наблюденнаго — оно останется работой глазъ, а не ума. Вліяя на воображеніе, эти безсвязные и чисто зрительные образы полезны для начальнаго познанія природы, развивая наблюдательность и расширяя кругозоръ. Для болѣе широкаго и общаго образованія они безплодны и безсмысленны, какъ бесполезенъ и безсмысленъ фактъ безъ мысли, не дающій пищи для ума.
Другой вопросъ: что понимать подъ именем широкаго и общаго образованія? Конечно то, въ которомъ всего меньше сказывается профессія людей, которое доступно возможно болѣе широкому ихъ кругу, отвѣчаетъ самымъ основнымъ запросамъ человѣческаго духа.
В самомъ дѣлѣ, мы не назовемъ общеобразовательнымъ такое знаніе, которое всецѣло сводится къ распознаванію живыхъ существъ, къ распредѣленію иъ по группамъ, по системамъ. Цѣнное въ глазахъ ученаго такое знаніе ничего не говоритъ уму и сердцу не-натуралиста. Примѣнительно къ зоологическому саду и широкой массѣ посѣтителей его такое знаніе явилось бы не в мѣру узкимъ и теоретическимъ, оторваннымъ отъ жизни и отъ общечеловѣческих запросовъ.
Но не менѣе одностороннимъ было бы стремленіе понять природу лишь со стороны экономической, а самыя живыя существа лишь какъ предметы промысла или хозяйственнаго разведенія. Цѣнная для сельскаго хозяина, такая прикладная точка зрѣния во мнѣніи другихъ явилась бы чрезмѣрно узкой, сликомъ «человѣческой», оторванной отъ болѣе возвышенныхъ, идейныхъ интересовъ.
Таковы обычныя двѣ точки зрѣнія на природу и задачу познаванія ея: узко-научная и прикладная. Первая — далекая отъ жизни — лишь односторонне развиваетъ умъ; вторая — слишкомъ связанная съ жизнью — пренебрегаетъ высшими запросами ума. Общеобразовательная цѣнность и значеніе обѣихъ повышается весьма немного и при ихъ соединеніи. Можно быть глубокимъ знатокомъ въ вопросахъ систематики и географіи животныхъ и въ вопросахъ объ экономической ихъ роли — оставаясь узкимъ и одностороннимъ. Можно быть широко-образованнымъ, не раздѣляя интересовъ систематиковъ и скотоводовъ. Но не можетъ называться общимъ и широкимъ то образованіе, которое не въ силахъ углубить вопросы, занимающіе всякаго сознательно живущаго и мыслящаго человѣка. Таковы вопросы о душѣ и проявленіи ея, о цѣли жизни и объ отношеніи человека къ самому себѣ и къ окружающему міру. Къ пониманію вопросовъ этихъ можно подойти различнымъ образомъ. Искусство, философія, литература, какъ и многіе другие формы и пути исканій человѣческаго разума, въ конечной своей цѣли всѣ направлены къ тому, чтобы раскрыть непреходящее и вѣчное въ исканіяхъ людей, доставить примиреніе уму и сердцу. Но въ ряду путей, ведущихъ къ этимъ высшимъ цѣлямъ человѣчества, едва ли есть другой болѣе вѣрный, болѣе доступный для широких массъ, чѣмъ путь естествознанія. Да и въ самом дѣлѣ. Можно ли увѣренно и всесторонне говорить о цѣли жизни, ничего не зная о глубокой цѣлесообразности въ живой Природѣ, — о природѣ человѣческой души, не зная, какова душа животныхъ, — о духовной власти человѣка надъ собой, не оцѣнивши по достоинству владычества его надъ окружающими существами?
Приведенные вопросы: цѣлесообразность въ жизни и строеніи животныхъ, проявление души ихъ и условія подчиненія животныхъ власти человѣка можно уяснить себѣ, лишь наблюдая непосредственно природу и, конечно, всего проще, находясь в зоологическомъ саду. Вотъ почему указанные три вопроса мы кладемъ въ основу настоящаго путеводителя. Доступные и мало подготовленному зрителю вопросы эти пусть помогутъ намъ связать отрывочные и безсвязные иначе факты, заронить духовный смыслъ в пестрый рядъ смѣняющихся наблюденій, претворить, переработать ихъ в серьезное, общеобразовательное знаніе.
Легко предвидѣть, что у многихъ лицъ подобная программа можетъ встрѣтить осужденіе. Одни — зоологи — сочтутъ ошибкой самую идею цѣлесообразности; другіе — педагоги — воспротивятся внесенію какихъ бы ни было «идей» въ начальное ознакомленіе съ природой; третьи — болѣе широкая часть публики — возстанетъ противъ непривычно труднаго, серьезнаго воззрѣнія на задачу учержденія, представлявшагося имъ дотолѣ только мѣстомъ отдыха и развлечения.
Предоставляя каждому судить о справедливости двухъ первыхъ возраженій по прочтении всей книги, ограничимся сейчасъ отвѣтомъ на послѣдний приведенный только-что упрекъ. Отвѣтъ этотъ диктуется условіями времени.
Въ тяжелый годъ неслыханнаго напряженія борьбы народа за свою культуру издается настоящая зоологическая книжка. Только ясное сознаніе серьезности ея задачъ способно въ эти дни повышеннаго чувства долга оправдать затрату времени и силъ, пошедшихъ на изданіе книги, столь далеко отстоящей отъ тревогъ переживаемаго времени. Сознаніе это коренится в убѣжденіи, что тревоги эти порождаются не арміей, а тыломъ; что тревожнѣе, чѣмъ временныя неудачи первой, суевѣріе и темнота въ широкой массѣ этого послѣдняго. И вотъ, при видѣ разрушительнаго проявленія этого невѣжества мысль невольно обращается къ безвѣстнымъ труженикамъ народной школы. И мучительно встаетъ вопросъ: какъ справятся они съ этой духовной отсталостью внутри страны? Достанетъ ли у нихъ и силъ, и вѣры, чтобы продолжать борьбу съ народной тьмой внесеніемъ свѣта въ молодыя поколѣнія? Доступны ли для частнаго лица въ такое исключительное время помощь и содѣйствие народному учителю? И гдѣ, какому учержденію Москвы всего скорѣе надлежало бы откликнуться для помощи народной школѣ? Не тому ли, что на протяженіи полвѣка такъ успѣшно, широко и безкорыстно выполняло эту просвѣтительскую роль? Достаточно напомнить, что за время одного послѣдняго десятилѣтія въ зоологическомъ саду Москвы число почти безплатныхъ посѣтителей-учениковъ народныхъ, преимущественно, школъ достигло до 500.000. Полъ-милліона за одно десятилѣтіе! А что за неподдѣльное, живое отношеніе къ осмотрамъ, къ наблюденіямъ природы, близкой и понятной и народу, и народному учителю? Гдѣ, какъ ни здѣсь, казалось и умѣстнымъ, и необходимымъ облегчить задачу этому послѣднему, расширить, углубить, осмыслить эту благодарную его работу!.. Таковы причины, переведшія вниманіе автора отъ собственно научных темъ къ задачѣ ихъ серьезной популяризаціи. Пускай не все изъ сообщенныхъ ниже свѣдѣній окажется по силамъ юной аудиторіи. Отъ такта, отъ умѣнія ея руководителей зависитъ выбрать болѣе доступное, оставивъ остальное про себя, для расширенія собственнаго знанія. Для нихъ же предназначены и заключительныя строки этой книги, несмотря на внѣшнюю свою непритязательность написанной съ серьезной цѣлью и къ серьезному моменту. Съ пожеланіемъ такого же серьезнаго и блакосклоннаго ея пріема тѣми, отъ которыхъ всего болѣе зависитъ все духовное развитіе страны, я посвящаю этотъ трудъ народному учителю.
─────── |
Заканчивая настоящее введеніе, считаю долгомъ выразить признательность различнымъ учрежденіямъ и лицамъ, оказавшимъ цѣнное содѣйствие моей работѣ: Совѣту Императорскаго Русскаго Общества Акклиматизации животныхъ и растеній — за предоставленіе отвѣтственной и благородной темы. Наблюдательной Комиссіи Московскаго Зоологическаго Сада — за всегдашнюю готовность въ поддержаніи различныхъ пожеланій автора, направленныхъ къ возможно лучшему изданію книги. Моему учителю въ научной фотографіи, неутомимому идеалисту — труженику А. Т. Трофимову — за цѣнные совѣты при работѣ съ камерой и за искусное приготовленіе къ печати соответствующихъ снимковъ[1]. Художнику В. А. Ватагину, со свойственной ему отзывчивостью и талантомъ поддержавшему и настоящее изданіе предоставленіемъ превосходнаго рисунка для обложки и прелестныхъ иллюстрацій въ текстѣ. Постоянному сотруднику во всѣхъ моихъ идейныхъ начинаніяхъ Н. Н. Ладыгиной-Котсъ — за написаніе одной отвѣтственной главы путеводителя, по темѣ близко примыкавшей къ области ея зоопсихологическихъ изслѣдованій, за просмотръ рукописи, корректуръ и за горячее участіе въ созданіи этого нашего совмѣстнаго труда. Наконецъ, глубокоуважаемому и дорогому другу, препаратору Біологическаго Музея Моск. Высш. Женск. Курсовъ и сотруднику во всѣхъ зоологическихъ работахъ автора — Ф. Е. Федулову, своею беззавѣтной и безвѣстной дѣятельностью на фронтѣ и въ тылу наглядно показавшему, что̀ можетъ дать глухая русская деревня для созданія идейныхъ цѣнностей столицы и для вѣры въ свѣтлое грядущее простого русскаго народа.
Москва. Май 1915.