Анализ структуры деятельности

При оперировании шимпанзе с хвойными растениями (183 манипуляции) наблюдалась как перемена объектов, которыми Парис занимался, так и смена форм деятельности, т. е. изменение приемов деятельности, которые шимпанзе применял по отношению к тем же предметам. На первом этапе [104] работы объект меняется 13 раз, на втором — 14, на третьем — 16 раз.

Это может указывать, что шимпанзе в начальном периоде манипулирования занимается тем же предметом несколько пристальнее, дольше, чем в конечном.

Ту же мысль подтверждает учет перерывов в манипулировании шимпанзе с тем же предметом, связанный с отвлечением внимания обезьяны. На первом этапе работы было 10 перерывов, на втором — 14, на третьем — 16.

Небезынтересно остановиться на количественном и качественном анализах приемов деятельности шимпанзе при его оперировании с хвойными растениями.

Во-первых, мы отмечаем довольно большое многообразие различных приемов — 41 прием, применяемых шимпанзе при манипулировании с хвойными; из них: ознакомительных — 14; обрабатывающих — 15; конструктивных — 5; присвоения — 2; отвергания — 3; двигательно-игровых — 3 и орудийных — 1.

Таким образом, при рассмотрении приемов манипулирования обнаруживается, что ознакомительные и обрабатывающие приемы явно преобладают над конструктивными и всеми другими приемами.

Обращаясь к анализу употребления тех или других приемов в разные манипуляционные этапы, мы отмечаем, что на первом этапе шимпанзе употребляет 22 приема, на втором — 23, на третьем — 27 приемов.

Это показывает, что со временем шимпанзе постепенно обогащает свое манипулирование, включая новые приемы; у него замечается более многообразное оперирование с предметом.

На первом этапе наибольшее число приемов ознакомительных (10). Эта форма деятельности преобладает над всеми другими. По частоте включения на первом месте стоит прием взятия в руки и в губы, а также рассматривание, обнюхивание объекта. Реже осуществляются обезьяной тонкие формы опознавания — такие, как прикосновение губами, зубами, пальцами, поглаживание, поднимание и опускание, опробование на вкус, отведение.

Число обрабатывающих приемов (7) — обдирание, обрывание, кусание, раскусывание, грызение, ломание, жевание — и обрабатывающих манипуляций на первом этапе меньше, чем ознакомительных.

Конструктивные приемы (укладывание, прижимание предмета к полу), как бы предваряющие акт гнездостроения, крайне скудны.

На втором этапе на первый взгляд мы имеем малое увеличение числа приемов — лишь на один прием. Но когда мы начинаем анализировать эти приемы по качественному составу, то мы обнаруживаем, что фактически произошли очень большие оперативные сдвиги.

Перестройка выражается главным образом в уменьшении числа ознакомительных приемов; отсутствуют приемы принюхивания, поглаживания, поднимания, опускания, рассматривания и др. Выключаются некоторые приемы обрабатывающего характера: грызение, ломание, жевание.

Шимпанзе не употребляет эти уже испытанные приемы, но он вносит 11 новых: из них ознакомительных два, более тонких, чем прежние приемы, — разбирание пальцами, вытягивание, выбирание; обрабатывающих три — расщепление или разнимание, раскрошивание, выдалбливание; конструктивных один — заплетание или проплетание.

Появляются приемы присвоения, сохранения предметов, их унесение от места, где они были получены, перенос с места на место, держание в руке, прятание объекта, свидетельствующие об увеличении интереса обезьяны к колким объектам; возникает эпизодическое орудийное употребление предмета — почесывание объектом.

Из приемов, употреблявшихся па первом этапе, сохраняются преимущественно такие ознакомительные, как взятие в руки предмета, прикосновение губами, отведение, а из обрабатывающих — обдирание, обрывание, раскусывание и из конструктивных — прижимание, укладывание на пол.

На третьем этапе манипулирования опять наблюдается перемена структуры деятельности по сравнению со вторым периодом. Появляется 8 совершенно не бывших ранее приемов, из них 2 ознакомительных — сжимание, зажимание предмета, 2 обрабатывающих — ощипывание, расплющивание, 1 конструктивный — опутывание или запутывание, 2 игровых — кружение, кручение объектов. Таким образом, появляются игровые действия, тонкие приемы обработки и конструирования.

На третьем этапе возобновляются некоторые действия, утраченные на втором этапе, — бросание, грызение, поглаживание, жевание, рассматривание разжеванного.

Некоторые действия второго этапа утрачиваются на третьем этапе — отведение, отделение, дотрагивание пальцем, качание, разбирание пальцем, держание в руке, раскрошивание, вытягивание, выбирание, почесывание, выдалбливание.

На третьем этапе из обрабатывающих остаются приемы: обдирания или обрывания, раскусывания, расщепления, разнимания; из конструктивных — приемы заплетания или проплетания, укладывания, прижимания; приемов присвоения остается два — унос, прятание, или сохранение; приемов отвергания один — отодвигание.

Таким образом, очевидна динамичность структуры деятельности шимпанзе на разных этапах ее осуществления; применение обезьяной все новых и новых приемов деятельности с заменой одних, утратой, восстановлением прежних и включением приемов совершенно новых, не бывших ранее ни на первом, ни на втором этапах.

Динамичность структуры деятельности шимпанзе, перемена приемов обращения с объектами, изыскивание и применение новых способов оперирования ярко выражаются и в том, что число постоянных приемов, употребляемых на всех трех этапах, вдвое меньше (9), чем число эпизодических приемов (18), нарастающих по мере освоения обезьяны с материалом.

Общее число приемов (41) по их характеру можно разделить на две группы:

  1. Постоянные приемы, проходящие через все три манипуляционных этапа, которые являются особо значимыми, биологически ценными приемами деятельности шимпанзе, относящимися к обследованию материала, к его обработке и к гнездостроению.

  2. Приемы эпизодические, наблюдаемые на каком-либо одном этапе деятельности, — это приемы чаще всего игровые, орудийные.

Шимпанзе не часто использует эти эпизодические приемы даже и на одном и том же этапе, они подлинно случайные: в то время как постоянные приемы используются многократно и на одном и том же этапе, т. е. это привычные приемы, составляющие основной фонд деятельности шимпанзе с предметами.

Наличие на третьем этапе 8 совершенно новых приемов оперирования указывает на изощрение деятельности шимпанзе с новым (и даже с колким) материалом, уменье найти новые способы обращения с ним; применение на втором и третьем этапах при оперировании особых, не имеющихся у других животных форм предметной деятельности (орудийной, игровой), характеризует антропоида шимпанзе как существо, безусловно имеющее высокое развитие своей манипуляционной деятельности, обогащающей его опознаванием свойств предметов, и использующее эти свойства.



[104] Напомним, что каждый этап включал 61 манипуляцию с предметами.