В результате обзора развития форм отражения окружающего мира в процессе эволюции организмов становится ясным, что происхождение психики, ее поступательное развитие, завершившееся возникновением сознания человека, обусловлено материальными причинами.
Простейшие из современных живых существ — одноклеточные организмы — обладают лишь примитивной формой отражения — простой раздражимостью по отношению к различным внешним воздействиям, причем они различают лишь силу (интенсивность) раздражителя.
По мере усложнения организации животных, вызванной воздействием внешней среды, при появлении многоклеточности, дифференцируются ткани организма, появляется нервная система и органы чувств, возникает основа для развития более сложных форм отражения.
По этому поводу Энгельс пишет: «...Из первых животных развились, главным образом путем дальнейшего дифференцирования, бесчисленные классы, отряды, семейства, роды и виды животных, и, наконец, та форма, в которой достигает своего наиболее полного развития нервная система, — именно позвоночные, и опять-таки, наконец, среди них то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя, — человек»[211].
После стадии диффузной нервной системы (у кишечнополостных), не имеющей специализированных путей рефлексов, мы обнаруживаем появление централизованной брюшной, цепочечной нервной системы (у червей) с ведущим головным концом, связанным с функционированием главным образом контактных рецепторов, осязания.
У членистоногих (насекомых) происходит концентрация нервных узлов и особое развитие головного узла, связанного с развитием дистантных рецепторов (зрения, обоняния и слуха).
У представителей главных классов позвоночных животных мы наблюдаем прогрессивное увеличение головного мозга и соответственно увеличение цефалического коэффициента, т. е. цифры, выражающей соотношение веса тела животного к весу его мозга.
Особенно увеличиваются большие полушария и их кора. В то время как у рыб и амфибий, как правило, коры нет, у рептилий появляется кора; в значительно большей степени она развивается у птиц и особенно у млекопитающих.
Как мы уже отмечали, появление коры означает возникновение возможности тонкого анализа и синтеза, высокого уровня развития условнорефлекторной деятельности.
Прогрессивное развитие строения тела, нервной системы и органов чувств животных, связанное с появлением все более сложных и многосторонних связей живых организмов со средой, сочеталось с количественными и качественными изменениями жизнедеятельности организмов и с возникновением качественно новых форм отражения действительности. У животных появлялась способность более дробного и углубленного восприятия все более разнообразных свойств предметов внешнего мира при помощи осязательных и обонятельных, зрительных и слуховых рецепторов, обеспечивающих восприятие цвета, формы, величины, звуков и других признаков предметов внешнего мира. Опознавание животными окружающей среды все более расширялось.
В процессе эволюции организмов происходило усложнение и расширение действия физиологических механизмов временных связей, проявляющееся не только в количественном их увеличении, но и в качественном их различии у животных, стоящих на разных ступенях филогенетического развития. Конкретно это выражалось в нарастающей способности животных к реагированию на все более разнообразные сигналы, ко все более полному и всестороннему восприятию окружающего. Этим и обеспечивалось адекватное и своевременное приспособительное реагирование животных на частые и резкие перемены внешних условий.
В группе беспозвоночных животных (например, насекомых) большое развитие получает инстинктивная, сложная безусловнорефлекторная деятельность, характеризующаяся сравнительно малой степенью пластичности при попадании животных в новые условия. У позвоночных животных, особенно у более высокоорганизованных (приматов), в поведении преобладает индивидуально приобретенная условнорефлекторная деятельность, связанная с использованием прошлого личного опыта особи и способностью ее к научению.
У обезьян обнаруживается многообразие взаимосвязей с окружающей средой и высокий уровень аналитико-синтетических процессов, как и способность к образованию и переделке сложных связей, что обусловливает большое развитие их познавательной деятельности, по сравнению с нижестоящими животными.
В связи с обитанием на деревьях и на земле, обезьяны в соответствии с многообразием их способов передвижения, кочевым и стадным образом жизни, большой двигательной активностью, способом питания, расширяющим деятельность их рецепторов, благодаря развитию мозга, наличию пятипалых хватательных конечностей — рук — вырабатывают сложные формы рецепторной интеграции, содружественной деятельности зрительно-осязательной и кинестетической рецепции.
У человекообразных обезьян возникают, например, такие сложные формы деятельности, как использование орудий, выражающееся в способности к употреблению предметов во вспомогательном значении при невозможности выполнения действий природными органами — руками. Однако это употребление орудия качественно иное, чем у человека; орудие употребляется обезьянами эпизодически, по мере необходимости, и не имеет закрепленного за ним назначения, оно не сохраняется после его использования. Употребляя орудие и даже подрабатывая его, обезьяны не доходят до конструктивного его изготовления.
В процессе орудийной формы деятельности высшие обезьяны осуществляют новые формы связей и отношений между предметами, явно включающие наличие элементарного наглядного мышления.
Это мышление животных, связанное лишь с непосредственными восприятиями предметов окружающего мира и в слабой степени со зрительными образами, является чувственной формой отражения действительности. Подобный характер мышления качественно отличается от человеческого мышления, основанного на образовании обобщений и отвлечения, связанного с наличием понятия, слова, речи, возникновением и развитием сознания.
Благодаря наличию понятий человек осмысливает действительность; у него образуются ассоциативные временные связи не только вследствие сосуществования и сопутствования явлений во времени и в пространстве, как то имеется у животных, но вследствие улавливания основных признаков предметов, проникновения в сущность вещей, отражения мыслью их внутреннего содержания и установления причинно-следственных, смысловых связей и отношений, которых животные не образуют.
Таким образом, изучение развития форм отражения, психики животных в процессе эволюции живых организмов дает нам полную возможность понять с материалистических позиций происхождение и развитие высшей формы психики — человеческого сознания.