Введение

Среди великих проблем, встававших перед умственным взором выдающихся исследователей, стремившихся осмыслить бытие, познать законы природы и понять сущность человека и закономерности его жизни и деятельности, центральной и самой сложной проблемой всегда оставалась проблема возникновения и развития психики и сознания.

Велико теоретическое и идеологическое значение разрешения этой проблемы: она является как бы тем плацдармом, за который веками ведется ожесточенная борьба между представителями двух противоположных мировоззрений — идеалистического и материалистического.

Идеалисты отстаивают примат духа и сверхъестественное происхождение психики и сознания человека.

В противовес им, материалисты объясняют происхождение психики естественным путем, т. е. деятельностью материальных сил по объективным законам природы.

«...Материалистическое мировоззрение, — пишет Энгельс, — означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...»[1].

С материалистической точки зрения исследование природных явлений сводится к рассмотрению их как форм движения материи. Источник движения материи находится в самой материи. Причиной движения материи, ее изменения и развития является возникновение внутренних противоречий, борьбы противоположных сил, превращение количественных изменений в качественные, приводящие к переходу одной формы движения материи в другую.

В состоянии движения, изменения и развития находится вся вселенная, вся неорганическая и органическая природа, весь мир растений и животных, включая человека и человеческое общество. При этом «движение материи — это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это — теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, сознание»[2].

В результате применения исключительно плодотворного диалектического метода с философских позиций материалистического монизма проблема развития психики и сознания находит подлинно научное освещение.

Пользуясь диалектическим методом, анализируя окружающую действительность, исследователь выявляет закономерности изменения и переходы разных форм движения материи и открывает законы природы.

Широко и углубленно анализируя богатейшие естественнонаучные данные эволюционного учения о происхождении живых существ и человека, марксистская философия доказывает первичность материи и вторичность психики и сознания.

По вопросу о возникновении психики Энгельс пишет: «В основных чертах установлен ряд развития организмов от немногих простых форм до все более многообразных и сложных, какие мы наблюдаем в наше время, кончая человеком. Благодаря этому не только стало возможным объяснение существующих представителей органической жизни, но и дана основа для предистории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предистории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом»[3] . И далее: «...Наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа, мозга»[4].

Но и самое сознание в ряду времен претерпевало эволюцию. На базе «стадного сознания», носившего «животный» характер, благодаря общественному производству, росту потребностей и разделению труда у человека возникло «чистое сознание». Это человеческое сознание в состоянии оперировать абстрактными понятиями и категориями в теоретическом мышлении.

«Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»[5].

Сознания у животных не существует. Маркс и Энгельс пишут, что «людей можно отличить от животных по сознанию», и это отличие появляется в процессе развития труда тогда, когда люди начинают производить необходимые им средства к существованию, когда у них возникает сознательное господство над силами природы. Сознательное отношение человека к самому себе, к природе и к другим людям, ко всем происходящим перед ним явлениям окружающего мира является характерной чертой человека. Сознание человека — специфичный и качественно новый способ отражения действительности, какого нет у животных.

Хотя отражение есть свойство, присущее всей материи, но форма отражения зависит от качественного различия форм движения материи.

Отражение проявляется в способности каждого материального тела отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером этого воздействия и природой тела.

Живая органическая материя, по сравнению с неживой, обладает качественно своеобразной формой отражения — раздражимостью, на основе которой у живых организмов в процессе их эволюции возникают более высокие формы отражения — безусловные и условные рефлексы, связанные с ощущениями, восприятиями, представлениями, мышлением и сознанием.

Великий естествоиспытатель И. П. Павлов своими замечательными экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности вплотную подошел к характеристике нервно-физиологических процессов, связанных с функцией сознания.

По Павлову, «сознание представляется... нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная часть больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть, таким образом, в данный момент, так оказать, творческий отдел больших полушарий. Другие же отделы их, с пониженной возбудимостью, на это неспособны, и их функцию при этом — самое большее — составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличности соответствующих раздражителей»[6].

Данные эволюционной психологии с полной определенностью показывают качественное своеобразие форм отражения на разных уровнях развития психики. Они позволяют обнаружить в процессе развития организмов в филогенезе тесную связь форм отражения животными окружающего их мира, их психики с эволюцией строения их тела, нервной системы, мозга и органов чувств.

Эта эволюция определялась условиями существования, образом жизни животных, благодаря теснейшей связи организма со средой, воздействию окружающих условий на организм и формированию организмов и их форм отражения действительности под влиянием этих условий.

Основным фактором эволюции живых существ является процесс естественного отбора, способствующий выживанию приспособленных к данной среде и вымиранию неприспособившихся к ней форм жизни. Мичуринское учение, творческий дарвинизм понимает развитие организмов не как плоскую эволюцию, а как зарождение в недрах старого, противоречащего ему начала, нового качества, претерпевающего постепенное количественное накопление своих особенностей и в процессе борьбы со старым качеством оформляющегося в новую, принципиально отличную совокупность свойств со своим собственным отличным законом существования.

В процессе прогрессивной эволюции приспособления, относящиеся к изменениям внешнего вида и строения животных, теснейшим образом связаны с изменением их поведения, их психики, перестройкой их деятельности в соответствии с изменением внешней среды.

Таким образом, в процессе эволюции живых организмов поведение животного, его психика выступает как приспособительное свойство организма, определяющее выживание животного на жизненной арене[7].

Прослеживая в филогенетическом ряду живых организмов прогрессивную эволюцию форм отражения окружающего мира, мы отмечаем, что по мере перехода от низших форм животных к высшим, все больше и больше увеличивается многообразие форм отражения животными окружающего: повышается уровень их аналитико-синтетической деятельности, уточняется анализ и усложняется синтез падающих на организм разнообразнейших раздражителей внешней среды. Благодаря этому в процессе эволюции возникает все большая пластичность в уравновешивании организма и внешней среды, достигающая своего наивысшего развития у сознательно мыслящего человека — Homo sapiens.

Таким образом, возникновение высшей формы отражения, т. е. сознания, — осуществлялось в результате длительного процесса развития самой материи.



[1] Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1955, стр. 157.

[2] Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1955, стр. 16.

[3] Там же, стр. 156 (курсив наш. Н. Л.-К.).

[4] Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв. т. II, стр. 353.

[5] К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. III, 1955, стр. 29.

[6] И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Полн. собр. соч., т. III, кн. I, М., 1951, стр. 247—248.

[7] А. Н. Северцев. Эволюция и психика. Изд. М. и С. Сабашниковых, 1922.