Тело шимпанзе в статике

1. Сидячие позы.

Ознакомившись с внешним обликом шимпанзе, перейдем к описанию наиболее обычных изменений положения его тела и движения конечностей.

Следует определенно подчеркнуть, что в нормальном состоянии дитя шимпанзе является чрезвычайно подвижным существом и чаще можно видеть его ходьбу, бегание, лазание, нежели стояние или сидение.

Таблица 1.4. Сидячие позы шимпанзе

Рис. 1—5. Статичные позы сидячего шимпанзе.
Рис. 6. Потенциально-динамичная поза сидячего шимпанзе.


Таблица 1.5. Цепкость руки и подвижность ноги шимпанзе

Рис. 1. Шимпанзе, прицепившийся руками к балке.
Рис. 2. Подготовка к качанию.
Рис. 3. Подвижность ноги сидячего шимпанзе.
Рис. 4. Подвижность ноги стоящего шимпанзе.


Позы сидящего шимпанзе довольно разнообразны; при сидении на ровной поверхности для него наиболее характерны следующие позы (Табл. B.2, рис. 1, 2, 3); шимпанзе сгибает в коленях под острым углом ноги, прижимает бедра к туловищу и опирается на ступни. Зачастую в этом случае руки животного свободно опущены, свисают по бокам от ног (Табл. B.2, рис. 3) или же укладываются на согнутых коленах (рис. 2); нередко руки плотно опираются о почву согнутыми пальцами (рис. 1), причем пальцы 2—5 согнуты в основном (первом) суставе и опираются тыльной стороной вторых фаланг о почву, третьи фаланги опять несколько согнуты внутрь и приподняты, первый палец далеко не достает почвы. Таким образом у сидящего на ровной плоскости шимпанзе руки зачастую крепко опираются о плоскость, напряжены и как бы готовы в каждый момент помочь ему приподняться от земли, переменить его спокойную позу на более живую.

Менее характерна для шимпанзе вторая сидячая поза (Табл. B.34, рис. 2). Сидя на ровном месте, он сгибает обе ноги, неодинаковым образом: одну — под острым, другую — под тупым углом, причем первую держит прижатой к телу и опирается целиком на ее ступню, вторую несколько отводит от тела, держит в наклонном положении, почему уже не может прижать всю ступню к полу, а опирается только на пятку или на наружный край стопы; иногда одну согнутую в коленях ногу он ставит в вертикальном или наклонном положении (опираясь то об ее ступню, то лишь о пятку), а вторую согнутую ногу он кладет совсем на пол, отводит от туловища и тогда касается пола лишь наружным краем стопы. Во всех этих случаях неизменно одна из рук крепко опирается на согнутые пальцы, вторая имеет более свободное положение и то свешивается до пола, то кладется на согнутое колено (Табл. B.34, рис. 2).

Более редка поза шимпанзе, сидящего с раскинутыми от тела и плашмя распластанными на земле ногами (Табл. B.2, рис. 4). В этом случае его колени слегка согнуты, подошвы ног открыты, так как он касается пола лишь наружным краем стопы.

Наиболее редко шимпанзе сидит, вытянув вперед почти совершенно выпрямленные параллельно лежащие на полу ноги (Табл. B.35, рис. 2).

В обоих последних случаях (Табл. B.2, рис.4; Табл. B.35, рис. 2) пальцы ног то более или менее согнуты, то сжаты в крепкий кулачок, руки свободно свешены и касаются почвы; пальцы одной из рук, как и обычно, согнуты в первом суставе, опираются тыльной стороной о землю и подготовлены на случай приподнимания животного.

Во всех вышеописанных нами примерах, проиллюстрированных оригинальными фотографиями с натуры, разнообразие поз сидящего шимпанзе сводилось главным образом к изменению положения ног.

Но конечно и положение рук вариирует необычайно, и оно-то зачастую определяет особенную выразительность позы (Табл. 1.4, рис. 1—6).

Если шимпанзе совершенно спокоен и приготовился к длительному сидению на месте, он уютно укладывает руки на приподнятых или опущенных коленях ног (Табл. 1.4, рис. 1, 2); иногда шимпанзе опирает скрещенные руки на сближенные и согнутые колени и при этом слегка наклоняет голову на бок, почему имеет меланхоличный и как бы участливо-печальный вид (Табл. 1.4, рис. 3); иногда (чрезвычайно редко) шимпанзе принимает совершенно необычную позу: согнув одну из рук в локте, в кисти, в пясти и во всех трех фалангах пальцев и утвердив локоть на лежачей и согнутой ноге, шимпанзе опирается боком подбородка о тыльную часть сгиба отклоненной кнаружи кисти; локоть другой руки он кладет на колено устойчиво опертой (второй) ноги, подводя кисти второй руки под локоть первой (Табл. 1.4, рис. 4); теперь все его туловище накреняется на один бок и ось тела становится наклонной. При беглом взгляде он напоминает в этой позе задумавшегося человека, но, как известно, человек в этом случае опирает подбородок более удобно и устойчиво о внутреннюю ладонную часть кисти, охватывая пальцами и самое лицо, почему эта поза шимпанзе кажется нам вычурной, искусственной, чтобы не сказать карикатурной.

Не менее своеобразна поза шимпанзе, когда он сидит, как китайский болванчик, держа руки и ноги совершенно симметричным образом, уложив согнутые в локтях и в кистях руки на колени ног. Теперь он кажется мумиевидно и надолго неподвижным; в это время он обычно что-либо бесстрастно созерцает; но эта его поза редка, неустойчива и нехарактерна для него (Табл. 1.4, рис. 5).

Как уже было отмечено, ему более свойственна противоположная, потенциально более динамичная поза, когда он сидит, опираясь на согнутые пальцы совершенно вытянутых и отведенных вперед от себя рук; если при этом, наклоняясь и туловищем и головой, он несколько подается вперед, можно наверное сказать, что он обеспокоен и каждую секунду может сняться с места (Табл. 1.4, рис. 6).

Среди других более искусственных поз шимпанзе мы должны упомянуть еще о следующих двух позах: это когда шимпанзе сидит на коленях у человека и на скамейке (Табл. B.2, рис. 5 и Табл. B.38, рис. 5).

В обоих этих случаях, как нам показывают прилагаемые фотографии, позы шимпанзе совершенно соответствуют таковым ребенка человека, и только сутулость обезьянника, обусловленная способом прикрепления головы к туловищу, говорит нам, что это другой отпрыск из ordinis primatum.

Следует подчеркнуть еще, что нога шимпанзе обладает необычайной подвижностью не столько в коленном, сколько в вертлужном суставе: оказывается, что сидящий шимпанзе легко может закинуть свою согнутую в колене ногу так высоко кверху, что подошва приходится выше уровня его плеча (Табл. 1.5, рис. 3), а стоящий на одной, совершенно выпрямленной ноге шимпанзе может поднять вторую ногу кверху так сильно, что последняя становится под тупым углом по отношению к первой; правда, чтобы длительно удержаться в этом положении, шимпанзе должен зацепиться одной ногой за какой-либо устойчивый предмет и переменить положение оси тела из вертикального в наклонное (Табл. 1.5, рис. 4).

2. Стояние.

Обращаясь к более естественным позам стоящего шимпанзе, мы должны упомянуть в первую очередь об одной наиболее обычной и стереотипной позе. Шимпанзе стоит, опираясь о землю подошвами и распластанными пальцами полувыпрямленных ног и согнутыми (вторыми фалангами) пальцами опущенных вниз и вытянутых рук (Табл. B.3, рис. 1, 3, 4).

В это время его туловище имеет наклонное положение, ноги дугообразно раздвинуты от срединной оси тела, руки симметрично приближены к этой оси и поставлены впереди ног. Эта поза чрезвычайно устойчива, но она мало удобна для столь инициативного и сангвиничного животного, каким является дитя шимпанзе; она слишком связывает его движения.

Неудобство состоит, во-первых, в том, что и без того сутулый шимпанзе в это время горбится еще больше, его голова так низко опускается, что наивысшая точка головы приходится на начало затылка, а глаза приходятся на уровне плечей, так что его зрительный кругозор чрезвычайно суживается и ограничивается лишь сферой того, что непосредственно близ него и под ним. Когда, как бы скованный этой позой, шимпанзе хочет расширить сферу своего зрительного обследования, он поднимает глаза кверху, и неслучайно на обеих фотографиях, относящихся к иллюстрации этой позы, мы наблюдаем у шимпанзе взгляд исподлобья (Табл. B.3, рис. 3, 4).

При малейшей психической настороженности шимпанзе уже не ограничивается лишь подниманием глаз, а весь выпрямляется в более вертикальное положение, отрывает руки от земли, поднимает голову, вскидывает вверх взгляд (Табл. B.4, рис. 1, 2, 3).

В это время он должен сильно согнуть ноги в коленях, чтобы удержаться в устойчивом положении; но все же и теперь он не может долго так выстоять и скоро вынужден прибегнуть к помощи хотя бы одной из рук; он часто ставит опущенную и слегка согнутую в локте руку как раз посредине между ступнями ног, опять несколько наклоняет туловище и, опираясь на согнутые пальцы руки, может стоять длительно, освободив другую руку для движений дотрагивания, схватывания, притягивания и др. (Табл. B.3, рис. 2).

Только в исключительных случаях и кратковременно шимпанзе может стоять и в совершенно вертикальном положении, не касаясь руками почвы, при полном отсутствии поддержки с помощью рук, опираясь исключительно на свои почти предельно выпрямленные, но все же кривые дугообразно растопыренные ноги, плотно касаясь земли прилегающей подошвой, распластанным большим пальцем ноги и кончиками слегка сгорбленных 4 остальных (2—4) пальцев ноги (Табл. B.4, рис. 1, 2, 3; Табл. 1.6, рис. 2).

Эта его поза отличается таким неустойчивым равновесием, что он каждую секунду готов припасть на руки или покачнуться в сторону; чтобы хотя кратковременно устоять на месте в этой явно неудобной и искусственной для него позе, подобно человеку, непривыкшему к стоянию на цыпочках, он вынужден балансировать руками и туловищем, чтобы не упасть (Табл. B.4, рис. 2, 3, 4).

Вот почему для большей устойчивости он нередко переносит центр тяжести тела на наружную часть одной из ног, отчего вынужден то в большей, то в меньшей степени отвести от земли большой палец ноги, а иногда и всю внутреннюю часть стопы (Табл. B.4, рис. 2).

Теперь его вертикальная поза получает большую устойчивость, он может сильнее выпрямиться, выше приподнять голову, дальше окинуть взглядом поле своего зрительного обследования (Табл. B.4, рис. 1, 2).