Анализ конструктивной формы деятельности

Обращаясь к анализу конструктивной формы деятельности, осуществляемой шимпанзе Парисом с хвойными растениями, мы прежде всего устанавливаем относительно малое число (17) операций конструктивного типа (9%) по сравнению с тем, что наблюдалось в ознакомительной и обрабатывающей формах деятельности.

Несмотря на то, что гнезда из хвойных растений в конечном итоге отвергаются обезьяной при конкретном их использовании, все же попытки конструктивного оформления этого материала имеются (Табл. 2.8).

Мы определенно можем сказать, что конструктивная деятельность наступает позднее, чем ознакомительная и обрабатывающая при оперировании с хвойными ветвями: шимпанзе сразу берет ветвь ели (1-я манипуляция); он обрабатывает ветвь в 3-й по порядку следования манипуляции; он включает ветвь в конструирование гнезда в 12-й манипуляции с тем же объектом.

Шимпанзе берет ветвь сосны в 20-й по порядку следования манипуляции, он обрабатывает ее в 21-й манипуляции; конструирует из нее гнездо только в 86-й манипуляции. На протяжении всего периода манипулирования с хвойными ветвями, подобно другим формам деятельности (ознакомительной и обрабатывающей), конструктивная форма деятельности осуществляется неодинаково часто.

На среднем и на конечном этапах манипулирования по сравнению с начальным наблюдается снижение конструктивной деятельности; чем больше шимпанзе знакомится с колким материалом, тем реже он употребляет его в конструировании. Другими словами, конструктивное использование нового материала, сравнительно малопригодного для соединения с иным, хотя и происходит, но позднее отменяется; снижение конструктивной деятельности у шимпанзе происходит именно потому, что сделанные из колких хвойных растений гнезда обезьяна фактически не осваивает, т. е. не ложится на них.

Приемы конструктивного освоения хвойного материала можно разделить на гнездостроительные и внегнездовые. Первые направлены на получение определенного результата — гнезда; вторые представляют собой род двигательно-игровой деятельности, имеющей самодовлеющее значение безотносительно к получению какого-либо определенно оформленного продукта деятельности. При оперировании с хвойными ветвями гнездостроительные манипуляции значительно более часты (16), чем внегнездовые и в подавляющем большинстве случаев они осуществляются гораздо ранее, чем последние.

Обычно шимпанзе обращается к конструктивной внегнездовой деятельности лишь после того, как осуществит конструирование биологически более значимого для него сооружения — гнезда (хотя из-за колкости материала он даже и не осваивает фактически это гнездо для отдыха в нем, а лишь отграничивает им себя от остального пространства клетки).

Гнездовое использование материала включает приемы двоякого рода: а) предварительные действия, обеспечивающие возможность конструирования, и б) собственно конструктивные акты.

Таблица 4.4. Приемы внегнездовой конструктивной формы деятельности шимпанзе

а — скручивание проволоки
б — запутывание прутика веревкой


К предварительным действиям мы относим такие действия, как принос, притягивание, подвезение к гнездовому углу строительного материала, иногда предварительная подработка его — ломание, непосредственно примыкающее к укладыванию материала при построении гнезда.

Собственно-конструктивные приемы шимпанзе весьма скудны и стереотипны: укладывание материала руками, прижимание тылом рук и указательным пальцем, расположение и оформление материала по круговой линии, заплетание материала.

Все эти четыре приема обычно приводят к соединению и более или менее плотному скреплению частей хвойных растений в один комплекс.

Наиболее частыми приемами у шимпанзе оказываются укладывание и прижимание материала, т. е. грубые и некрепкие приемы его скрепления, и расположение материала вокруг себя.

Переходя к вопросу о том, в какой степени в развитии конструктивной формы деятельности мы имеем преемственность и последовательность действий, мы должны указать, что в противоположность ознакомительной и обрабатывающей формам деятельности, в которых чаще всего были одноактные манипуляции, в конструктивной форме одноактных действий совсем нет.

Шимпанзе развивает чаще всего двух- и трехактные разнотипные преемственно следующие манипуляции (например, кладет ветвь на пол, прижимает ее). Реже он осуществляет четырех — восьмиактные преемственно следующие манипуляции (например, берет хвойную ветку, несет в теневой угол, кладет на пол, окружает себя ею, прижимает тылом кисти руки, заплетает периферические части и т. д.).

Более длительная преемственность в развитии конструктивной формы деятельности осуществляется главным образом в гнездовом конструировании, явно приводящем к определенному, конкретному конструктивному результату, в то время как внегнездовая конструктивная деятельность, например, опутывание веревкой ветвей, прутиков хвойных, имеет лишь игровое процессуальное значение (Табл. 4.4, а—б).

Таблица 4.5. Приемы соединения обезьяной предметов со своим телом

а — обматывание веревкой руки
б — обвязывание бумажной лентой запястья руки
в — завязывание лоскутом ноги