Минуя туркестанскаго оленя, по строенію роговъ (съ 5-ю отростками) отчасти примыкающаго къ предыдущему, остановимся на самомъ крупномъ изъ водящихся въ Россіи представителей оленей собственно, такъ называемомъ маралѣ. Это — обитатели тайги, т.е. гористаго сплошного лѣса, покрывающаго южную возвышенную часть Сибири. По Алтаю и Саянскому хребту олени эти и понынѣ очень многочисленны, и здѣсь же около ста лѣтъ тому назадъ было положено начало своеобразнѣйшему промыслу — «мараловодству»: разведенію оленей въ цѣляхъ болѣе постояннаго и правильнаго добыванія роговъ. Послѣдніе, въ то время какъ они еще покрыты шерстью (Рис. 56.3) и не отвердѣли, почитаются целебными въ китайской медицинѣ. Въ высушенномъ видѣ подъ названіемъ «пантовъ» рога мараловъ находили себѣ издавна поэтому хорошій сбытъ. Повторяющееся изъ года въ годъ срѣзаніе роговъ, одѣтыхъ кожей и богатыхъ и сосудами, и нервами, обыкновенно производится глубоко первобытнымъ способомъ, простой столярною пилой, и причиняетъ звѣрю самыя жестокія страданія: — хорошій образецъ себялюбиваго и черстваго использованія животныхъ человѣкомъ ради грубоматеріальныхъ и корыстныхъ цѣлей. Обратимся же поэтому къ другой, идейной сторонѣ знакомства съ этими великолѣпными и гордыми животными. И въ самомъ дѣлѣ: рога оленя всего прежде интересны въ отношеніи научномъ, наводя на размышленіе о значеніи ихъ для самого животнаго. У стараго самца марала вѣсъ роговъ нерѣдко достигаетъ пуда, а порой и болѣе. Нельзя не изумляться той огромной тяжести, которую животное несетъ на головѣ, и той необычайной легкости, съ которою увѣнчанный своей тяжелой и вѣтвистою короной олень проносится среди непроходимой гущи дѣвственной тайги. Но разсмотрѣніе этого вопроса лучше отнести подъ слѣдующій заголовокъ.