Черты поведения, свойственные исключительно или по преимуществу шимпанзе | Сходные черты поведения у шимпанзе и у сверстника-человека | Черты поведения специфично или преимущественно человеческие | |
---|---|---|---|
Сравнение поз и телодвижений шимпанзе и человека | |||
§ 1. Сидение | Сидение с опорой на руки[a] | Искусственые сидячие позы (сидение на возвышенностях) и некоторые нетипичные для шимпанзе и человека позы | Сидение на своих согнутых коленях и на корточках[b] |
§ 2. Стояние | Кратковременное вертикальное стояние с опорой на наружный край стопы с широко расставленными ногами.[c]Типичное стояние на 4 конечностях.[d] | Вертикальное стояние | Вертикальное стояние длительное, с опорой на плюсну, со сближенными, с вытянутыми в коленях ногами. Типичное стояние на 2 конечностях. |
§ 3. Ходьба | Кратковременная вертикальная ходьба у настороженного шимпанзе (типичная ходьба на 4 конечностях при наклонном положении тела)[e] | Вертикальная ходьба | Продолжительная вертикальная ходьба на длинном расстоянии при выпрямленном положении тела |
§ 4. Лазание | Лазание по ступеням лестниц в горизонтальном положении, на-четвереньках[f], совершенство лазанья по высотам: деревьям, заборам, крышам. | Лазанье по ступеням лестниц и по деревьям | Лазанье по ступеням лестниц без поддержки руками, в вертикальном положении; несовершенное и кратковременное лазанье по деревьям |
§ 5. Хватание | Хватание ногой (большим пальцем ноги)[g]. Ношение в ногах и во рту при ходьбе (цепкость ноги), висение на ногах. | Висение на руках[h], хватание руками. | При ходьбе ношение в руках, отсутствие цепкости большого пальца ноги. |
§ 6. Прыгание | Перепрыгивание с ногм на руки, с рук на ноги | Прыгание на ногах, стоя на одном месте | Прыгание на одной ноге |
§ 7. Лежание | Лежание с подтянутыми к голове ногами (во время сна) — подвихность вертлужных суставов ног | Лежачие позы на спине, на боку, на животе, во время сна подкладывание руки под голову, притягив. ног к туловищу | Во сне закладывание обеих рук под голову |
Сравнение внешнего выражения эмоций[i] у шимпанзе и человека | |||
§ 8. Эмоция волнения | Пушение волос при волнении, модулированный ухающий звук, сжимание кулаков ног, errectio penis; жестикуляция руками. Привставание в вертикальное положение. | Выражение волнения — трубообразное вытягивание вперед губ. | Звук усиленного вздоха при волнении, порозовение лица |
§ 9. Эмоция печали | Громовой рев, эксперссивная жестикуляция. Потемнение лица при плаче (плач без слез)[j]; падение лицом вниз, упирание головой в пол, перекувыркивание через себя. Вытягивание губ (звук «уу») при внезапном огорчении | Выражение печали — плач, раскрывание рта, рев, падение на пол, судорожные движения руками | Слезы при плаче, покраснение лица, прижимание рук к лицу, вытирание слез; отвертывание нижней губы при внезапном огорчении; есть печальный вздох |
§ 10. Эмоция радости | Учащенное дыхание при «смехе»[k], широкая улыбка — беззвучная[l]. При радостном волнении — ухающий звук, заканчивающийся звонким лаем | Выражение радости — узкая и широкая улыбка, издавание звуков посторониими предметами. Беспорядочные движения руками, бурные, резкие движения конечностей и всего тела | Звучный смех, хохот, визг, крик |
§ 11. Эмоция страха | Пушение волос, глухой звук «у», побледнение лица, падение на пол; поднимание рук вверх или прижимание их к глазам | Выражение страха — расширение глаз, неподвижность взгляда и позы, вздрагивание. сердцебиение, выступание пота на лице, прятание от пугающего стимула, убегание, рев, плач | При страхе порозвение лица, потом побледнение, прижимание руки к груди. Звуки «ох», «ах», «ой» |
§ 12. Эмоция злобы | Пушение; прыгающие позы угрозы, гаркающий звук «а»; сжимание пальцев ног в кулаки; откидывание верхней губы, ударение суставами пальцев рук, хриплое дыхание при злобном волнении; звуки «ух», «хрю» (при досаде — хрипение) | Выражение злобы — сморщивание верхней части лица, обнажение десен и зубов, агрессивыне жесты руками — кусание, топание ногами, намахивание орудием и кулаком[m], щипание пальцами, царапание, ударение рукой, кусание самих себя; разбрасывание предметов; стремление пугать | Топание обеими ногами, ударение кулаком руки. Употребление готового или самостоятельно сделанного орудия и оружия; крик, усиление голоса (при досаде — ворчание) |
§ 13. Эмоция нежности | Прикосновение раскрытым ртом, вытянутым языком, дрожание телом; поцелуй — как искусственный способ выражения ласки. Помощь из сочувствия, не доходящая до самоотверженности. | Выражение нежности — держание за руку, прикосновение руками, припадание широко открытым ртом[n], учащенное дыхание, защипывание губами, засасывание ртом, обнимание, припадение телом, поцелуй. Выражение ревности и сочувствия любимым. | Поцелуй как правило; словесное выражение нежности и сочувствия и плач из сочувствия любимым, самоотверженная помощь из сочувствия. Выражение нежности к неодушевленным и изображенным существам |
§ 14. Эмоция отвращения | Беззвучное выражение вкусового отвращения | Выражение отвращения — вжимание внутрь углов рта, четырехугольное оформление ротовой щели; сморщивание верхней части лица, вздергивание носа | При вкусовом отвращении обильное слюноотделение; слабый кашляюще-кряхтящий звук |
§ 15. Эмоция удивления | При удивлении — пушение; звука нет | Выражение удивляения — широкое пассивное раскрывание рта, пристальная фиксация взором | Воспроизведение звука «а» и глубокого вздоха; порой характерное разведение рук в стороны |
§ 16. Эмоция любопытства и внимание | Обнюхивание интригующих предметов, ощупывание их руками при одновременном произведении губами мнимо схватывающих движений | Выражение любопытства и внимания, вытягивание вперед сжатых губ, (звук — м), притягивание указательным пальцем. Ощупывание руками и ртом интригующих предметов. Сходные обманы зрения при рассматривании стереометрических изображений и оценке расстояния. | |
§ 17. Специфичная мимика | Вращение высунутым языком — при трудно координируемых движениях | Плотное сжимание рта, губ при настороженной координации движений пальцев | Высовывание вперед языка при трудно координируемых движениях |
Сравнение стимулов[o] вызывающих основные эмоции | |||
§ 18. Стимулы, вызывающие основные эмоции | Страх, вызываемый обонятельными стимулами; одиозное отношение к беззащитным существам; отсутствие плача при физических страданиях. Самостоятельное преодоление чувства страха. | Сходство подавляющего большинства стимулов, вызывающих основные эмоции — волнения, печали, радости, страха, злобы (мести), нежности (сочувствия), удивления, любопытства, отвращения | Печаль — плач от физической боли, плач из сочувствия; «идейный» плач[p] и смех[q]. Проявление нежности к беззащитным существам. Самоотверженная защита слабых. Преодоление страха с посторонней помощью |
Сравнение инстинктивных действий[r] | |||
§ 19. Инстинкт самоподдержания — питание | Звучное кряхтение при вкусной еде; предварительное тщательное обнюхивание и отведывание пищи; медленность поедания; нежелание делиться едой и по насыщени; поедание насекомых, открвание к маслу и мясу, разбрасывание пищи, расточительность в еде; выбрасывание изо рта неудобоваримых частей пищи | Сходство в процессах питания (обеспечение еды и питья, способов их получения, обработки и употребления, жадность в еде), пользование посудой и приборами, при еде игнорирование последних; одинаковость специфичных вкусов (еда мела, извести, угля, лимона, носовой слизи, носовых корок). Настороженное отношение к новой еде; еда с бо̀льшим аппетитом при наличии развлечения, пристрастие к фруктам и сладкому. Глухое чмокающее кряхтение при вкусное еде. | Ворчаще-мычащий звук при вкусной еде; заглатывание косточек плодов, скляночек. Стремление к самостоятельному овладеванию предметами обихода при употреблении пищи, радел пищи с другими по насыщении; отвращение к пище, тронутой насекомыми. Охотное употребление масла и мяса, торопливость в еде. |
§ 20. Инстинкт самоподдержания — сон | Самостоятельная подготовка ложа («гнезда») и изголовья, противодействие укрыванию рук во время сна | Сходство в состоянии сна. Пользование изголовьем, одеялом, подкладывание руки под голову, прикрепление руками при засыпании в незамкнутом пространстве. Стремление ко сну в сообществе (с человеком), подергивание во сне, храп | Стремление во время сна к полному укрыванию; говор, плач, жестикуляция во время сна; нет тенденции устройства постели, изголовья |
§ 21. Инстинкт самоподдержания. Уход за собой. | Стоическое перенесение болевых ощущений, податливость для гигиенических и лечебных процедур. Самостоятелное тщательное выполнение туалета; чистоплотность. | Самообследование; самоочищение (умвание, обгрызание ногтей, очищение кожи, вытирание носа), самоизлечивание (вынимание заноз, обследование механических поверждений кожи) | Противодействие лечению; чуткая реакция на боль; стремление к торопливому, небрежному, но самостоятельному выполнению гигиенических процедур и туалета; нечистоплотность |
§ 22. Инстинкт собственности | Беспринципное накопление собственности, слабая утилизация ее; агрессивное оспаривание, слабое охранение. Противодействие разделению и неосвоенной собственности | Собирание собственности, накопление, прятание, охрана ее, отнимание чужой собственности | Продуктивное освоение собственности, целенаправленное собирание; жадное накопление ее, использование в конструктивных играх, слабое оспаривание собственности. Охотное разделение неосвоенной собственности |
§ 23. Примитивно-эстетические симпатизирующие тенденции | Присвоение синего цвета объектов. Слоабое стремление к самоукрашению |
Сходство вкусов при выборе и присвоении привлекательных вещей. Предпочитаемые признаки:
Стремление к самоукрашению Одиозное боязливое отношение к черному цвету. Предпочитание в игре синих пластинок. |
Предпочитание и присвоение красного цвета объектов Сильное стремление к самоукрашению Наличие формы идейных предпочитаний — выбор картин, книг, их содержания; наличие идейной качественной квалификации при разглядывании своих и чужих рисунков. Перенесение эстетических оценок в изобразительное свое и чужое творчество (см. также § 45) |
§ 24. Инстинкт свободы | Стремление к экскурсиям в высотах | Стремление к свободе действий и к расширению арены для передвижения; противодействие одеванию | Стремление «вдаль» |
§ 25. Социальный инстинкт или инстинкт общения | Деспотические и истязательские тенденции в общении с ниже себя стоящими и с более слабыми существами (мелкими животными, насекомыми, человеческими детьми) | Противодействие оставлению в одиночестве; стремление к общению с людьми и животными; преобладающие формы соц. общения: детское общение (контакт с опекающим человеком) и товарищеское общение | Семейные мирные, благожелательные, покровительствующие тенденции в общении с ниже себя стоящими существами; организованные формы общения с неодушелвенными сотоварищами |
§ 26. Инстинкт подражания | Бо̀льшая экспрессивность действий эмоционально солидаризирующегося, имитирующего шимпанзе, нежели ребенка | Заражение настроением, эмоциями окружающих людей — подражание некоторым звукам, телодвижениям. жестам, связанным с эмоциональными состояниями | Подражание мимике и костюму детей и взрослых; подражание изображенному на картинах движению и мимике |
§ 26а. Подражение действиям | Подражание разрозненным человеческим действиям, по преимуществу деконструктивного характера (подробнее см. § 39) | Подражение единичным техническим человеческим действиям, связанным с употреблением посуды, приборов, утвари, орудий и с актами самообслуживания (подробнее см. § 39, 49) | Репродукция сериально-связанных, целенаправленных, виденных или вычитанных действий — преимущественно конструирующих (подробнее в главе «Конструктивные игры ребенка», см. § 39, 40) |
§ 26б. Подражание звукам | Немедленное подражание звукам шимпанзе, нарочито воспроизводимым человеком. Точнейшая имитация собачьего лая. | Сходные репродуцируемые из подражания звуки — топание ногами, ритмичное стучание сложенными пальцами рук, трещание губами, подражание лаю собак, хлопанию в ладоши | Подражание голосам животных, специфическим человеческим звукам (сопению, храпу, крику, говору, смеху, интонации, пению); подражание звукам, издаваемым неодушевленным предметами (треску, скрипу, тиканию часов и т.п.) Репродукция — звуков, слогов, слов, фраз, стихов, прозы. |
§ 27. Природные звуки человека и шимпанзе |
Специфичные, природные звуки, издаваемые шимпанзе:
|
Сходные природные звуки шимпанзе и сверстинка-человека: Рев — при печали, кряхтение, чихание, кашель, храп, учащенное дыхание, звук при глубокой зевоте, глухое кряхтанье. | Способность к усвоению членораздельной речи. Прогрессивная эволюция последней. |
Сравнение игр[s] шимпанзе и человека | |||
§ 28. Подвижные игры | Развлечение передвижением в высотах: по крышам и деревьям | Подвижные игры (бег, катание, вожение, прыгание) | Развлечение мнимым передвижением (деятельность воображения) |
§ 29. Гимнастические игры | Висение на ногах, прыгание с высот и другие гимнастически трюки, более разнообразные и более ловкие, чем у человека | Гимнастически игры (лазание, качание, закрчивание, пролезание, висение) | Меньшее многообразие и ловкость в гимнастических трюках. |
§ 30. Спортивные игры | Злоба при неудачном финише | Спортивные игры (сорвенование в беге, ловле, отнимании, борьба), предпочитание убегания от сильного, преследование слабого соперника | Плач при неудачном финише |
§ 31. Игры с преодолением препятствий | Огружение рта и ног. Тренировка болевыносливости упражнение в умыкании предметов, в пролезании, продирании через перпятствия | Игры в преодоление самостоятельно возводимых препятствий (барьеров, тенет, зажимов) — осложнение бега, катания, качания, лазания. | Огружение рук; упражнение ног в прыгании, перепрыгивании, ходьбе по неровностям, беге; тренировка смелости и ловкости, психической изворотливости, затруднение езды |
§ 32. Игры движущимися предметами | Игра катящимися, легко движущимися предметами (мячом, шаром, вертушками, колясками), бросание, сшибание, скатывание, верчение, ловля | ||
§ 33. Развлечение созерцанием движения | Развлечение созерцанием лвидения неодушевленных и одушелвенных предметов (животных, людей, машин и т.д.) | Пристрастие к слушанию динамических по содержанию книг | |
§ 34. Прятки | Более совершенное прятание | В играх в прятки предпочитание прятаться, а не искать | Мнимое прятание |
§ 35. Игра с живыми животными | Истязательские деспотические игры с живыми существами | Игры с живыми животными | Организованная игра с живыми и неживыми товарищами, очеловечение животных; одушевление игрушечных товарищей, проявление к ним симпатизрующих тенденций |
§ 36. Развлечение звуками | Хлопание своим веком, тренькание на резине. Щелкание зубами; лязгание челюстями. Развлечение оглушительными стуками | Развлечение звучащими предметами и самостоятельно воспроизводимыми звуками (топанием ногами, хлопанием в ладоши, трещанием губами, стучанием руками, громыханием ключами, цепочками, погремушками) | Развлечение звуками собственного голоса: нечленораздельноыми и членораздельными, бормотанием слов, криком, репродукцией ритмичных строф, пением, свистом, щелканием языком |
§ 37. Игры экспериментирования | Смелое обращение с острыми предметами, устраивание распорок между губами | Сходные формы экспериментирования с водой, песком, огнем, твердыми, эластичными, прозрачными, острыми предметами, исключительное пристрастие к игре с эластичными предметами (сходные игры с волосом, резиновой трубкой, мячом) | Настороженное обращение с острыми предметами. Устраивание распорок в ладонях рук. Словесное констатирование, учет свойств предметов и стремление понять причины и первопричины их проявлений. Практическое экспериментирование — словесное практическое обощение. |
§ 38. Разрушительные игры | Самодовлеющее развлечение разрушительной деятельностью — без тенденции к восстановительной работе (разбор, раздирание, вытаскивание, грызение, сбрасывание, расплетание, развязывание, отпирание) | Разрушительные игры — бросание, разрывание, ломание, разбивание[t] | Связь деконструктивной деятельности с реконструктивной. Разрушение посредством орудия и оружия, военные игры |
§ 39. Подражательные развлечения и занятия | Малая эффективность подражательных конструктивных действия. Преимущественно деконструктивные подражательные развлечения — разбор кегель, сбрасывание трапеций, развязывание узлов, отпирание замков, щеколд, втулок | Подражание единичным техническим действиям (метение, вытирание, отпирание, намахивание, вытаскивание, копание, черчение, «рисование», забивание), связанным с употреблением орудий (щети, тряпки, палки, ключа, карандаша, молотка, клещей). Склонность к замещению орудий действия подобием их. | Многообразное эффеткивное подражание серии взаимно связанных действий, профессиям; подражанием творческим актам. Мнимая репродукция, изобразительное творчество (рисование). Оформление сыпучего и твердого материала (песка и палки) |
§ 40. Конструктивные игры | Конструирование подобия погремушки и струнного инструмента | Примитивные конструктивные сооружения, «инструментальное мышление» | Сложные конструктивные акты, репродукция машин, лодок, пароходов, поездов, аэропланов, аппаратов, построек |
Сравнение волевых черт шимпанзе и человека | |||
§ 41. Волевые проявления | Большая энергия и болевыносливость при осуществлении желанной цели; злоба при неудачном осуществлении ее | Целенаправленная волевая настойчивость, стремление к противодействию (непослушание), упрямство, капризы, самолюбие и обидчивость[u], чувство вины | Бо̀льшее терпение при осуществлении желанной цели; плач при неудачно выполнении |
Сравнение интеллектуальных черт шимпанзе и человека | |||
§ 42. Интеллекутальные черты | «Einsicht» — предумышленные действия, обман, наивная хитрость | ||
§ 43. Интеллекутальные черты | Психическая активность, неутолимое стремление к развлечениям, к новым впечатлениям (распыляемость внимания, непостоянство интересов) | ||
§ 44. Интеллекутальные черты | Любопытство к одинаковым по характеру стимулам: новому, ярковму, блестящему, движущемуся, выпуклому, вогнутому | Лююбознательность, «наивный телеологизм», «предпричинной мышление» | |
§ 45. Мышление | Выявление исключительно агрессивной эмоциональной оценки изображений | Способность различения и узнавания субъективной качественной (эмоциональной) оценки | Способность к сравнению, практическому обобщению, логическому умозаключению, остроумию, качественной идейной оценке. Выявление преимущественно симпатизирующей эмоциональной оценки изображений |
§ 46. Мышление | Одиозное отношение к своему зеркальному изображению; отсутствие персонификации себя в зеркале | Тонкая наблюдательность (усмотрение мельчайших предметов), интерес к самосозерцанию; 7 сходных этапов реакции на зеркало | Усмотрение идейных несоответствий. Сравнение отражения с натурой, персонификация себя в зеркале. Благожелательное отношение к своему образу |
§ 47. Мышление | Способность к отождествелнию, ассимиляции, аналогизации и элементарной абстракции[v] | Сильно развитая тенденция к аналогизации, ассимиляции («синкретическое» мышление) | |
§ 48. Интеллекутальные черты | Возможное наличие деятельности воображения в играх борьбы с мнимыми врагами и нарочитыми препятствиями | Воображение (при рисовании, мнимых действиях, при одушевлении предметов). Пристрастие к фантастике. (Аутистическое мышление) | |
Сравнение навыков — условных рефлексов человека[w] и шимпанзе | |||
§ 49. Деятельность памяти (условные рефлексы) | Уклонение от самостоятельного употребления предметов обихода (приборов, посуды и одежды) | Сходные моторные навки, связанные с жизненным обиходом, с актами самообслуживания и ухода за собой (с употреблением посуды и домашней утвари — чашки, ложки, салфетки, носового платка, одеяла и т.п.) | Стремление к самостоятельному самообслуживанию (при овладении предметами обихода, при надевании одежды, при употреблении посуды, при выполнении гигиенических процедур) |
§ 50. Деятельность памяти (условные рефлексы) | Язык условных жестов связан исключительно с выражением физиологических потребностей и эмоций | Сходство в условном языке жестов при выражении просьбы, желания, отвергания, отрицания | Язык условных жестов связан с мышлением, сочетается со звуками, с речью. Речевые условные рефлексы (от 1½ лет и далее) |
§ 51. Деятельность памяти (условные рефлексы) | Сходные типы условно-рефлекторных связей:
| У Руди громадное развитие всех видов условных рефлексов, особенно слухо-интеллектуально-звуковых и зрительно-интеллектуально-звуковых. Речевые рефлексы включают новые самостоятельно установленные связи | |
[a] Наблюдается лишь у 5-мес. ребенка, приучающегося сидеть [b] Последнее наблюдается у шипанзе эпизодически — при испуге. [c] Стояние с опорой на наружный край стопы у стоящего с поддержкой 6-мес. ребенка — с широко расставленными ногами у ребенка в возрасте не более 1 года до 1½ лет. [d] Стояние с опорой на руки у 6-мес. стоящего с поддержкой ребенка, учащегося стоять. [e] Передвижение с опорой на руки наблюдается у человеческого ребенка, ползающего (8 мес.) и учащегося ходить (9 — 11 мес.) (у шимпанзе наблюдается ходьба на 3 конечностях даже при ведении его за руку; в том же случае человек идет на двух конечностях). [f] Лазание по ступеням на-четвереньках у ребенка лишь от 1½ до 2 лет. [g] Индивидуальное уклонение у Руди — хватание мизинцем левой ноги. [h] У шимпанзе висение более продолжительное, чем у человека. [i] Все виды эмоций проявляются вовне у шимпанзе более выразительно, нежели у человека [j] Плач без слез у человеческого ребенка до 2½—3 месяцев. [k] Учащенное дыхание при смехе у ребенка до 4 месяцев [l] Беззвучная широкая улыбка у человеческого ребенка до 4 месяцев [m] Оформляя кулак, дитя человека располагает большой палец снаружи от других; шимпанзе подкладывает большой палец внутрь под другие. [n] Припадание раскрытым ртом в знак нежности, издавание учащенного дыхания у дитяти человека до 2½ лет. [o] Больший диапазон в проявлениях эмцоий волнения, страха, злобы у шимпанзе; у человека больший — диапазон в проявлении эмоций печали, радости, нежности, любопытства, удивления [p] Плач из самолюбия при неудачных творческих актах. [q] Смех при появлении стимулов, противоположных ожидаемым. [r] Все вилы инстинктивной деятельности за исключением подражания у шимпанзе развиты сильнее, чем у человека. [s] У шимпанзе бо̀льшее развитие имеют: игры подвижные , гимнастические, спортивные, игры с преодолением препятствий, игры с живыми животными, разрушительные игры; у человека — бо̀льшее развитие игр подражательных, конструктивных. [t] Самодовлеющее развлечение разрушением у человека до 1½ лет, позднее преобладают реконстрктивные игры. [u] Сходное проявление обиды — поворачивание спиной к обидчику, отвертывание лица, игнорирование его обращений и действий [v] Все перечисленные интеллектуальные черты у человеческого ребенка имеют имеют неизмеримо бо̀льшее развитие, чем у шимпанзе [w] Все виды обиходных навыков у человеческого ребенка закрепляются скорее, чем у шимпанзе |