Таблица 4.10. Образцы конструкции ребенком (1½ — 2 лет) подобия аэроплана
Рис. 1. Руди (1 г. 8 м. 14 д.), положив кирпичик горизонтальный
на вертикальный, назвал сооружение «гх» (аэроплан).
Рис. 2. Руди (1 г. 9 м. 5 д.), положив сухарь горизонтальный
на вертикальный, сказал «гх».
Рис. 3. Найденная мальчиком согнутая проволока.
Рис. 4. Разогнутая мальчиком (2 г. 2 м. 9 д.) проволочка названа им «ляпан» (аэроплан).
Рис. 5. Найденный мальчиком прутик (1 г. 11 м.).
Рис. 6. Перегнутый мальчиком (1 г. 11 м.), названный им «гх».
Рис. 7. Руди (1 г. 7 м. 10 д.) проткнул карандашом колесико пирамиды и назвал «гх».
Рис. 8. Руди (1 г. 8 м. 6 д.) насадил перышко на палочку и назвал «гх».
Рис. 9. Руди (1 г. 10 м. 11 д.) насадил деревянного цыпленка на карандаш и назвал «гх».
В чем человеческое дитя рано и безусловно превосходит шимпанзе, так это в репродуктивной, конструктивной деятельности, предотображающей его будущее назначение как преобразователя мира. Бурно прогрессивным темпом идет развитие его созидательных тенденций.
Если годовалое дитя только с большим трудом может целенаправленно переменить положение вещи, например ставя игрушечного деревянного зверька из лежачего положения в стоячее (Табл. B.112, рис. 1, 2, 3), то уже через полгода ребенок легко снизывает колесики деревянной пирамиды (Табл. B.113, рис. 2, 3), а через год те же колесики он уже накладывает одно на другое без оси, сооружая довольно высокую башенку (Табл. B.113, рис. 4, 5); дитя легко разбирает и собирает разборные кегли уже в возрасте 1 г. 11 м. (Табл. B.113, рис. 6). Но оно не довольствуется этим элементарным конструированием и рано обращается к подлинному творчеству.
Первый самостоятельный творческий акт Руди был посвящен репродукции аэроплана.
1. Взяв (в возрасте 1 г. 7 м. 10 д.) кружочек пирамиды и проткнув его карандашом (Табл. 4.10, рис. 7), дитя сказало: «Гх» — слово, которым оно обозначало аэроплан. Последующие конструирования аэроплана, приведенные мной в хронологическом порядке, были следующие (Табл. 4.10, рис. 1—9).
2. Руди прикладывает взаимноперпендикулярно две спички и называет «Гх» (в возрасте 1 г. 7 м. 13 д.).
3. Накладывает на палочку перо и называет: «Гх» (в возрасте 1 г. 8 м. 6 д.).
4. Переламывает под углом прутик (1 г. 8 м. 10 д.).
5. Кладет кирпич на кирпич (1 г. 8 м. 14 д.).
6. Сухарик на сухарик (1 г. 9 м. 5 д.).
7. Печенье на сухарь (1 г. 9 м. 9 д.).
8. Сажает деревянного цыпленочка на карандаш (1 г. 10 м. 22 д.).
9. Находит на земле прутик, сгибает его под прямым углом, поднимает руку кверху, говорит: «Гх» — Табл. B.114, рис. 1, 2—(1 г. 11 м.).
10. Берет в руки маленькую подушечку, поднимает ручки кверху, говорит: «Гх» (2 г. 0 м. 27 д.).
11. Находит проволочку, выгибает ее, говорит: «Ляпан» (2 г. 2 м. 9 д.).
12. На земле взаимно перпендикулярно Руди (2 г. 3 м.) кладет две длинные палки (Табл. B.114, рис. 3), называет: «Аляпан».
13. Выкладывает из брусков фигуру, называет: «Аляпан» — Табл. B.119, рис. 3—(2½—3½ лет).
14. Сближает на земле взаимноперпендикулярно два диванных валика, называет «Гх» — Табл. B.115, рис. 1, 2, 3—(3 г. 6 м.).
Соорудив этот последний аэроплан, Руди садится на него сам, приглашает сесть меня и игрушечного мишку (Табл. B.114, рис. 5), а потом, посидев на аэроплане несколько минут, он нарочно падает с аэроплана и опять садится на него, имитируя аэропланную аварию (Табл. B.115, рис. 3).
В возрасте 3 лет Руди сооружает аэростат, сажает туда солдатика или сам садится в круглую корзину, говорит: «В аэростате» (Табл. B.114, рис. 4).
В период времени от 2 до 4½ лет эта творческая деятельность так захватывает ребенка, что, кажется, нет того материала, из которого он ни пытался бы репродуцировать, нет тех установок, которые бы он ни стремился воспроизвести.
Как было уже отмечено, Руди 2 лет с большим интересом играл песком, воспроизводя при посредстве песочных формочек различные песочные фигурки, самостоятельно осуществляя и процесс накладывания песка, и уминания его в формы и выкладывания на плоскость «куличика» (Табл. B.86, рис. 4, 5, 6).
В возрасте 2 л. 1 м. Руди составляет из деревянных кирпичиков на аллейках садика на земле длиннейшую членистую извитую реечку и называет ее: «червяк» (Табл. B.116, рис. 1, 2, 3). В том же возрасте он осуществляет и другие сооружения (Табл. B.47, рис. 1): мостик из сближенных игрушечек — в возрасте 2 л. 3 м., колодец из палочек — в возрасте 2 л. 11 м.; лодку, которую воспроизводит вскоре после того, как сам катался на настоящей лодке, причем эту лодку, как показывает фото, он осуществляет разными то более, то менее сложными способами; порой, садясь на лодку, он (2 г. 3 м.) даже употребляет весла (Табл. B.117, рис. 1—4). Однажды Руди (2 г. 5 м. 11 д.) сделал своеобразную лодку; он сел на скамейку, погрузил ноги в ящик, взял в руки палки и стал раскачиваться, как бы гребя.
Многообразны были конструкции пароходов у моего мальчика. В возрасте 2 лет Руди ставит подряд цуг доступных для его перенесения объектов (Табл. B.117, рис. 5), как например игрушечный грузовичок, стульчик, скамеечку, каталочку, лейку, и т. д. и т. п., сам садится посредине, берет в руки палки (весла), — пароход готов. В возрасте 3 л. 11 м. он раскладывает по полу полуразорванные пакеты, располагая в ряд, говоря: «Пароход» (Табл. B.107, рис. 5).
В тот же период он уже пытается строить и дом, и зоологический сад (Табл. B.118, рис. 2, 3, 4) и телефон (Табл. B.102, рис. 3), причем даже на протяжении нескольких месяцев[249] замечается определенное прогрессирование[250] этих его построек.
Если до 2½ лет дитя, уставив один на другой или рядком серию вертикально или горизонтально поставленных кирпичиков, уже называет это сооружение домом (Табл. B.119, рис. 1,2), то в возрасте 3 лет дитя уже накладывает кирпичики взаимноперпендикулярно (Табл. B.119, рис. 3), окружая ими площадь, а позднее (3 л. 4 м.) оно уже концентрирует накладывание кирпичиков близ определенного пункта (Табл. B.119, рис. 4) или громоздит их один на другой (Табл. B.119, рис. 5), устраивая подобие башенки или ворот, а в 4 года и позже оно уже делает установки многоэтажных домов башенного типа (Табл. B.119, рис. 6).
Из сравнения этих рисунков (Табл. B.119, рис. 1—6), передающих сконструированные дитятей постройки, мы видим, как эволюционирует его творчество; мы убеждаемся, насколько в этом отношении превосходит человеческое дитя своего сверстника — шимпанзе.