Частота применения каждой формы длительности зависит от того, насколько знаком материал; она различна при первом и повторном его предъявлении (Табл. 5.6— Табл. 5.7).
Новый, незнакомый предмет обычно вызывает более энергичное оперирование, нежели предмет знакомый или повторно предложенный; это означает, что шимпанзе не только воспринимает новые свойства предметов, но помнит и ранее обнаруженные свойства.
Таблица 5.6. Изменение частоты применения основных форм деятельности шимпанзе при первом и повторных оперированиях его с хвойными ветками (в %)
Анализ кривых при первом и повторном (после одного года) предъявлении уже знакомого предмета (хвойных ветвей) указывает на резкое снижение при повторном предъявлении предмета именно ознакомительной и конструктивной форм деятельности, явно обусловленное запоминанием обезьяной внешнего вида материала и его малой пригодности к конструктивному гнездовому использованию (Табл. 5.6). Наоборот, обрабатывающая, двигательно-игровая и орудийная деятельность увеличивается. Не включая материал в гнездостроение, шимпанзе находит новые формы его использования: он вводит новые формы обработки (выгрызание, выдергивание), применяет материал как орудие (колкие хвойные ветки для щекотания себя), чаще использует его в игре. Таким образом, более сложные формы деятельности появляются позднее, по мере ознакомления шимпанзе со свойствами материала.
Таблица 5.7. Изменение частоты применения основных форм деятельности шимпанзе при первом и повторных его оперированиях с ветками лиственных растений (ива) (в %)
При повторном оперировании с уже знакомым материалом (с ветками ивы) применение ознакомительной формы деятельности учащается (Табл. 5.7), но теперь уже за счет более тонкой дифференциации материала; шимпанзе выделяет из комплекса части растений, обладающие специфичными особенностями: то более сухие, то более молодые — зеленые, то наиболее длинные — стебли, то самые тонкие, то развилки, то необычные по виду (пушинки). И все это особенное шимпанзе выискивает, обследует, пристально рассматривает, обнюхивает, опробует губами, ртом, зубами, руками.
Подобная ознакомительная деятельность способствует все большему обогащению обезьяны знанием свойств обследуемого предмета, уточнению и утончению ее восприятий. Но при последующем предложении обезьяне лиственных веток ознакомительная деятельность применяется ею уже значительно реже (см. пунктирную кривую на Табл. 5.7).
Резко возрастает при повторном оперировании шимпанзе с лиственными ветками применение обрабатывающей формы деятельности, при этом иногда у него появляются подсобные весьма адаптивные действия, которые предваряют обработку. Например, Парис обертывает мягким материалом — тканью — руку, прежде чем начинает ударять кулаком по изогнутым стволам дерева, пытаясь выпрямлять их.
При повторном предложении того же материала у шимпанзе зачастую наблюдается известная последовательность и преемственность обрабатывающих приемов (до четырех актов и более), не прерываемых впредь до получения определенного результата (очищенных от коры белых палочек). У него возникают более тонкие формы обработки с привлечением к участию редко употребляемых частей тела. Так, например, он пытается ногтями соскабливать тончайшую зеленую кожицу с ивового прута.
Таким образом, освоенность материала не только изменяет частоту применения разных форм деятельности, но и способствует изощрению приемов обрабатывающего воздействия на материал.
Конструктивная форма деятельности при повторном оперировании шимпанзе со знакомыми материалами (с ивовыми ветками) несколько снижается, но это снижение касается лишь гнездового использования материала, в то время как внегнездовые конструктивные акты шимпанзе воспроизводит чаще; иногда эти конструктивные акты носят характер предварительных действий. Слабо соединив имеющиеся у него предметы, шимпанзе потом использует их в двигательной игре. Так, например, он продергивает ивовый прутик через колечко и, держа в руке соединенные концы прута, потрясает в воздухе этим подвижно соединенным комплексом, пристально смотря на него.
У шимпанзе чаще появляются зачатки использования свойств материалов при самостоятельном конструировании несложных агрегатов из различных предметов, употребляемых для игры. Правда, эти агрегаты являются рыхлыми, нестойкими комплексами подвижно объединенных частей, легко приводимых в движение одной относительно другой, легко соединяемых и разъединяемых.
Все же подобное конструирование используется в игровой форме деятельности: сконструированный предмет — подобие игрушки, «погремка», «пучка», употребляется обезьяной исключительно для созерцания передвижения.
Таким образом, шимпанзе начинает играть не только готовым предметом, но и подготовленным им самим посредством обработки или простейшего конструирования.
И в этом примитивном внегнездовом конструировании можно обнаружить наличие новых предварительных адаптивных действий. У шимпанзе остаются попытки сохранять, прятать, оспаривать предмет в случае возникновения опасности его утраты. В то же время мы замечаем, что у него отсутствует бережливое отношение к сохранению предмета в целости. Для шимпанзе, по- видимому, значим не сам предмет как таковой, но предмет как материал для употребления в гнездовой деятельности или (чаще всего) для его разрушения.
Появление отвергающей или отстраняющей формы деятельности, сравнительно мало выражено и при первом и при последующем предъявлении обезьяне знакомых предметов, и всегда может быть объяснено.
Шимпанзе отстраняет предмет в случае завершения деятельности с ним или перенесения внимания на другой предмет. Иногда отстранение предмета наблюдается при утомлении обезьяны после длительного оперирования с данным предметом.
Анализ структуры предметной деятельности шимпанзе при повторном оперировании с ветками ивы также подтверждает, что более сложная и редко применяемая форма деятельности, как, например, орудийная по мере освоения обезьяной материала осуществляется чаще; более того, меняется и характер этой деятельности. В то время как при первом употреблении ивовых ветвей в качестве орудия используется готовый предмет — целые палочки и ветки (для самоочищения и контактирования), при повторном и последующем предъявлении того же материала употребляемое орудие предварительно подрабатывается; прежде чем просунуть ветки в петли сетки для контакта с человеком или обезьянами шимпанзе обрывает боковые ветки, что обеспечивает их беспрепятственное просовывание через сетку.
Орудие употребляется не только при самообследовании шимпанзе, но и при установлении посредством орудия контакта с другими существами (связи между шимпанзе и низшими обезьянами или человеком). Иногда шимпанзе употребляет орудие при воздействии более мощным материалом на более хрупкий: тяжелой палкой разбивает оконное стекло.
При повторном оперировании предметами, например, палками, у шимпанзе чаще появляется опосредованное их использование. Например, при помощи орудия — палочки — он прикасается к новым предметам, с которыми остерегается войти в непосредственный контакт. Шимпанзе иногда предварительно расчленяет предмет, маленькую палочку на несколько еще более миниатюрных палочек, после чего проталкивает каждую из них через сетку для контакта с обезьянами, тем самым увеличивая число случаев контактирования посредством палки со смежно сидящими низшими обезьянами при вызове их на игру в оспаривание палки.
Иногда, протолкнув палку к соседям-обезьянам, шимпанзе длительно созерцает их оперирование с этим предметом. Таким образом, его развлекает не только собственное движение, но и движение его собратьев, движение, нарочито вызванное им самим.
Резюмируя наши данные, мы считаем достаточно доказанным положение о том, что знакомость, известность материала (в случае повторного его предъявления) оказывает существенное влияние на изменение структуры предметной деятельности шимпанзе. У шимпанзе изменяется не только частота применения более сложных форм деятельности, но изощряется обследование, углубляются формы обработки, возникает большая преемственность в развитии обрабатывающих действий; при ознакомлении и обработке появляются предварительные, подсобные действия.
Конструктивная деятельность шимпанзе осуществляется не только в форме гнездостроения, но и внегнездового конструирования. Появляется игровая деятельность, связанная с употреблением не только отдельных предметов, но и комплекса из слабо скрепленных предметов, составленного самой обезьяной. Кроме того, учащается включение орудийной деятельности, оперирование предметами, предварительно подготовленными обезьяной к использованию в качестве орудия. При этом шимпанзе устанавливает связи не только между предметом и своим телом, но и между двумя предметами, из которых один употребляется для разрушительного воздействия на другой. Таким образом, повторное оперирование с тем же материалом оказывает большое влияние на предметную деятельность шимпанзе, обогащая его более многообразным и углубленным знанием свойств материала и давая новые возможности использования этих свойств уже на основании данных индивидуального опыта. Этот опыт иногда подводит шимпанзе к осуществлению предварительных действий, явно включающих адаптивное использование прежних знаний в новых связях. Действия шимпанзе из непосредственных превращаются в опосредованные и нарочито производимые. И это свидетельствует об участии в этих случаях интеллекта — элементарного, конкретного мышления шимпанзе.
В процессе повторного обращения шимпанзе с предметами он опирается на ранее образованные временные связи, оставшиеся следы раздражений от первого знакомства с материалом или предметом.