Глава 1. Особенности процессов анализа и синтеза при воспроизведении антропоидом-шимпанзе объемных составных фигур

Содержание

Методика, содержание и цель исследования
Процесс конструирования
Совершенствование решений задач при повторном конструировании
Порядок выбора элементов
Влияние формы и величины единичных фигур на их выбор
Общие выводы об аналитико-синтетической деятельности шимпанзе

Методика, содержание и цель исследования

Во время наших исследований познавательных способностей шимпанзе наш подопытный побуждался к конструированию сложных составных фигур в соответствии с показанной экспериментатором фигурой-образцом (Табл. 1.1).

Нами было проведено 119 опытов. Предлагаемые сложные фигуры-образцы составлялись из 12 различных планиметрических и стереометрических элементов; некоторые из них отличались и по величине (например, куб и призма).

Предварительно была выяснена способность шимпанзе к дифференцировке и выбору единичных фигур, входивших позднее как элементы в состав комбинируемых сложных фигур.

Таблица 1.1. Ошибка в конструировании по образцу

слева — фигура-образец


Многочисленными опытами было установлено, что шимпанзе мог различать все предложенные нами для конструирования геометрические фигуры (куб, призму, цилиндр, конус, шар, полусферу, тетраэдр и др.) [22] . Имея перед собой образец, он мог выбирать фигуры даже наощупь из глубины мешка. Фигуры-образцы были разной степени сложности; всего было предложено 83 разные комбинации элементов. Фигур-образцов, состоящих из двух элементов, было 35, их воспроизведений — 57; фигур-образцов, состоящих из трех элементов, было 29, их репродукций — 36; из четырех — 17, репродукций — 19; из пяти — 2, репродукций — 2.

В начальных опытах ставились простейшие задачи.

Шимпанзе предъявлялась в виде образца только одна фигура, и он должен был взять такую же фигуру со стола и привести ее в то же положение, в каком находилась фигура-образец. Подобных опытов было пять.

Так, фигурой-образцом была призма в вертикальном положении. В группе избираемых предметов находилась горизонтально положенная призма. Задача экспериментатора состояла в том, чтобы проследить, в какой степени шимпанзе был способен перевести данную ему фигуру в заданное положение (из горизонтального в вертикальное).

Шимпанзе легко это выполнял. Надо сказать, что перевод фигуры из вертикального положения в горизонтальное давался ему труднее.

Цилиндры с округлыми, конусообразно оформленными верхушками и конус шимпанзе не сразу правильно располагал в той последовательности, как они были поставлены в образце.

В поздних опытах предлагались более сложные фигуры-образцы. Условия задачи варьировались.

  1. Образец давался совершенно готовым (51 случай из 114). Это требовало большой самостоятельности обезьяны, определенного анализа фигуры-образца и синтеза конструируемой фигуры. В ряде опытов образец конструировался в присутствии шимпанзе (66 случаев из 114).

  2. Когда обезьяна затруднялась и не могла точно воспроизвести образец, экспериментатор разбирал его и составлял вторично.

Количество фигур в опытах также варьировалось.

  1. В группе избираемых находились только элементы (Табл. 1.2), необходимые для репродукции составной фигуры (79 случаев).

  2. Среди избираемых предметов были ненужные, лишние для построения фигуры, конструируемой обезьяной (35 случаев). Это осложнило выбор обезьяной нужных фигур, требуя их дифференцировки (Табл. 1.3).

Элементы, необходимые для воспроизведения, неизменно находились в горизонтальном положении.

Для исследования нами были поставлены следующие вопросы.

  1. Какова способность шимпанзе конструировать составные фигуры, подобные тем, которые экспериментатор показывал в виде образца.

  2. Как отражались на правильности воспроизведения различные условия предъявления образца (готового или конструированного при обезьяне).

  3. Как отражалось на правильности воспроизведения усложнение фигуры-образца — увеличение количества слагающих ее элементов (от двух до пяти). При этом учитывался процент абсолютно правильно решенных задач на воспроизведение составных фигур разной сложности, состоящих из двух — пяти элементов, а также процент задач, вначале неправильно, но позднее верно решенных, а также совсем не решенных.

    Таблица 1.2. Конструирование фигуры (III) по заданному образцу (I) в том случае, когда в группе избираемых (II) нет лишних элементов


  4. Как отражалось на правильности конструирования нужной фигуры включение в группу избираемых (кроме необходимых элементов) фигур, не нужных для конструирования.

    Весьма важно было изучить характер ошибок шимпанзе, относящихся к выбору ею элементов, не пригодных для воспроизведения, учесть неправильные способы их соединения в сложную фигуру. В связи с этим анализировались варианты пробных решений (от 2 до 14 вариантов), последовательность составления фигуры, подобной фигуре-образцу.

    Таблица 1.3. Обезьяна конструирует фигуру по образцу (в группе избираемых имеются лишние элементы)


  5. Проследить совершенствование конструктивной деятельности шимпанзе во второй половине опытов по сравнению с первой (после 57 опытов) и воспроизведение им фигур различной сложности в результате упражнений.

  6. Изучить, как воспринимала обезьяна порядок расположения элементов (внизу, вверху, посередине) в фигуре-образце при воспроизведении составной фигуры из двух, трех, четырех и пяти элементов.

  7. Выяснить, что лучше запечатлевается у шимпанзе при восприятии фигуры-образца — положение в пространстве или соотношение элементов в фигуре.



[22] Н. Н. Ладыгина-Котс. Исследование познавательных способностей шимпанзе. ГИЗ, 1923.